В последние десятилетия мигрень активно изучается и были сделаны прорывы в понимании механизмов возникновения приступов.
Ещё в 1930-х гг. была предложена сосудистая теория, согласно которой считалось, что мигрень вызвана спазмом и последующим расширением мозговых сосудов.
Но уже в 1980-х гг. было установлено, что сужение и расширение сосудов — лишь этапы развития приступа, причем далеко не первые и далеко не самые важные. Возникла тригемино-васкулярная теория, где ведущая роль в развитии головной боли отведена системе тройничного нерва. Во время приступа ядро тройничного нерва активируется и начинает посылать в кору головного мозга болевые импульсы.
Сосудистая теория мигрени опровергнута почти полвека назад, и мне грустно, когда я до сих пор встречаю на сайтах в интернете информацию, что головная боль вызвана сужением и расширением мозговых артерий.
В самом конце прошлого века было выяснено, что в возникновении мигрени большую боль играют молекулярные механизмы: во время приступа из окончаний тройничного нерва в кровь выделяются разные вещества — медиаторы боли. Один из таких медиаторов — белок CGRP (кальцитонин ген-родственный пептид). «Ага, — решили учёные, — если воздействовать на этот белок или его связывание с рецептором, приступы можно взять под контроль». Так были созданы моноклональные антитела — блокаторы СGRP, которые успешно прошли испытания.
В 2018 г первые моноклональные антитела для лечения мигрени поступили в продажу в США, а в 2020 г 2 препарата из этой группы (фреманезумаб и эренумаб) были зарегистрированы в России. В скором времени ожидается регистрация еще 2 препаратов: галканезумаба и эптинезумаба. Большой плюс этих препаратов — минимальные побочные эффекты и простая схема лечения: подкожные инъекции 1 раз в месяц или 1 раз в 3 месяца. Курс лечения обычно составляет 6-12 месяцев. Большой минус — цена (при схеме «1 инъекция в месяц » стоимость лечения в месяц составляет от 17 до 33 тысяч рублей).
В зарубежных протоколах указано, что эти препараты могут назначаться, если как минимум 2 попытки стандартного лечения (например, антидепрессанты, бета-блокаторы, антиконвульсанты) остались неудачными.