Всем привет. На связи Смоленск и я юрист, специалист по правам семьи и ребенка и медицинскому праву Юлия Борисова, она же Арина Полосатая.
Как и обещала на неделе поддержки ГВ, расскажу о самых животрепещущих правовых околомедицинских темах со ссылками на действующее законодательство и реальной практикой по этим вопросам.
Пандемия коронавируса, похоже, не отступает. С учетом специфики заболевания, часто в больницах оказываются целыми семьями. Да и в обычной жизни бывают моменты, когда непонятно, куда деть ребенка на время отсутствия родителей.
Что говорит закон о том, как быть, если ухаживать за ребенком некому?
- Оставить со вторым родителем.
Я, наверно, скажу банальную для многих, но, к сожалению, не для всех вещь: у ребенка два абсолютно равноправных родителя (статьи 31, 61, 63 Семейного кодекса РФ). Даже, если они не живут вместе. Для того, чтобы оставить ребенка с папой или мамой, не требуется оформлять никакие бумаги. И одному родителю в подавляющем большинстве житейских ситуаций не нужно получать от другого какие-то разрешения, чтобы представлять интересы малыша. Законодатель предполагает, что раз семья завела ребенка, то оба родителя будут действовать в его интересах (статья 64, 65 Семейного кодекса РФ).
В случае с коронавирусом, если болеет вся семья, а госпитализироваться надо только кому-то одному, это правило также действует.
Однако заставить второго родителя, если он не хочет брать детей к себе, едва ли получится.
- Оформить временную опеку.
Когда оба родителя не могут исполнять свои обязанности, можно подумать о том, чтобы передать бразды правления кому-нибудь еще.
Если ситуация плановая (например, мама знает, что ей предстоит длительное лечение, а папа будет где-то на заработках), обоим (или единственному) родителю нужно обратиться в орган опеки и попечительства и оформить опеку по заявлению родителей (статья 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Пусть вас не пугает слово опека. В данном случае, никто не лишает и не ограничивает вас в родительских правах – вы передаете их временно и добровольно. И, конечно, тому лицу, которому доверяете: бабушке, дедушке, подруге, соседке с седьмого этажа. Здесь решение принимаете вы.
Применительно к коронавирусу этот вариант не подходит, потому что по закону опекун (попечитель) должен собрать пакет документов. А вряд ли у кого-то из нас в тумбочке лежит свеженькая справка об отсутствии судимости.
На этот случай Министерство просвещения РФ выпустило Письмо от 27 апреля 2020 года № СК-310/07 «Об организации деятельности по опеке и попечительству». Но с ним как-то не очень всё просто.
С одной стороны, в нем говорится, что если ребенку не требуется медицинская помощь, то родители могут дать согласие на оставление ребенка на попечении лиц, «с которыми у ребенка (детей) имеются устойчивые личные отношения». Такое согласие должно быть подписано в присутствии представителя администрации больницы, где лечатся родители, или специалиста органа опеки.
Но мне, как юристу, вообще не понятно, что это за документ такой – согласие оставить ребенка с кем-то: куда с ним можно пойти и какие права он дает (спойлер: никакие, потому что закон такой процедуры не знает, а письмо очень слабый по правовой природе нормативный акт). По сути, вероятно, предлагается написать доверенность на представление интересов несовершеннолетнего, но какой-то мутной формулировкой.
А вот следующая схема из этого Письма вполне рабочая. Если быстро собрать документы на опеку по заявлению родителей нельзя, нужно оформлять предварительную опеку (попечительство). Для этого достаточно только паспорта опекуна (попечителя) и обследования его жилищных условий.
Мне не очень нравится слово «предварительная» в таком контексте, ведь обычно предварительная предваряет постоянную, а тут она всё же изначально предполагается как временная, но придумывать впопыхах новый термин, видимо, не стали. Просто разъяснили органам опеки, какой порядок использовать.
Для предварительной опеки родители также могут выбрать не только родственников, а всё тех же лиц «с которыми у ребенка (детей) имеются устойчивые личные отношения». Т.е. по сути опекуном может стать кто угодно.
- Написать доверенность на представление интересов несовершеннолетнего.
Некоторые юристы ставят под сомнение саму возможность существования таких доверенностей, но на практике они весьма широко распространены.
Если ситуация плановая, то лучше сходить к нотариусу, хотя обязанности такой у вас в целом нет.
А вот если оба родителя оказались в больнице экстренно, то, боюсь, придется обойтись просто письменной формой. Хотя на практике главные врачи часто не очень разбираются в том, что они могут или не могут удостоверять (не в обиду руководителям, просто действительно уровень правовой грамотности оставляет желать лучшего) и доверенность удостоверяется на основании статьи 185.1 Гражданского кодекса и ст. 53 Гражданского процессуального кодекса РФ. Хотя, по моему мнению, они в данном случае не применимы.
Какой вариант лучше: опека или доверенность, я бы абстрактно рассуждать не стала, потому что они оба имеют плюсы и минусы и подойдут для разных ситуаций.
ЗАЧЕМ НУЖНО ОФОРМЛЯТЬ ОПЕКУ ИЛИ ДОВЕРЕННОСТЬ?
Очень хочется выделить это крупным шрифтом, потому что в нашем менталитете прочно засело убеждение, что я могу просто оставить ребенка, например, бабушке. И так сойдет.
Если сойдет – замечательно. Но по закону сойти не может. Законные представители ребенка – родители или опекуны (попечители). Из этого следует, что никакое другое лицо без специальных полномочий не может, например, забрать ребенка из садика, дать согласие на медицинское вмешательство, оформить или перевести ребенка из школы в школу, определить на кружок или секцию и тд. Да, на практике это происходит часто, но если родители отсутствую длительно, а уж если ребенку может за это время потребоваться медицинская помощь, зачем рисковать?
- Поместить в социальное учреждение.
Если о ребенке действительно вообще некому позаботиться, то государство его не бросит. И, если есть необходимость, можно смело информировать о ней органы опеки – это не отразится на уровне благонадежности вашей семьи в глазах чиновников. Ситуации бывают разные. Поверьте, сотрудники таких структур способны отличить асоциальную семью от семьи, которой действительно нужна помощь.
Помещают детей не в детские дома (школы-интернаты), а в учреждения для детей, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации. Регламентирован этот вопрос всё тем же Письмом Министерства просвещения РФ от 27 апреля 2020 года № СК-310/07.
В Воронеже и Смоленске они называются социально-реабилитационные центра, в Москве – семейные центры. В других регионах названия могут варьироваться, но суть не меняется: ребенок там находится временно, пока его семья эту трудную жизненную ситуацию не преодолеет.
В социальные центры, обычно, берут детей с трех лет. Совсем малыши отправляются в дома малютки (названия тоже могут быть разными в разных субъектах), но в их правовом статусе это ничего не меняет: это всё еще родительские дети, забрать их оттуда кто-то чужой не сможет.
Если у кого-то при упоминании социального учреждения в голове нарисовались ужасные картинки из железных кроватей, чумазых детей и одной тарелки похлебки на всех, спешу успокоить: детские соцучреждения сейчас очень хорошо финансируются. Пребывание в них оплачивает государство. Родители расходы на содержание ребенка в период их пребывания в стационаре не возмещают.
Тем не менее, если речь о коронавирусе, то контактного ребенка, конечно, никто просто так не поместит в детский коллектив – он отправится на карантин в инфекционное отделение. Поэтому, я бы изо всех сил рассмотрела варианты 1-3, если они хоть как-то возможны.
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях. И, конечно, делитесь постом, чтобы ваши друзья тоже знали свои права и распоряжались ими правильно.